И несколько слов о скорби.
Вчера утром лобби отеля, из которого я как раз собирался выезжать, заполонили арабы в костюмах. На улице стоял кортеж из лимузинов и полицейских мотоциклов. Судя по флагу на главной машине, приехали ливанцы.
Поскольку до этого, спускаясь в лифте, я читал ленту ФБ, всецело посвященную нападению на Париж, я вдруг вспомнил о взрыве, который днём ранее унёс несколько десятков жизней в столице Ливана.
И мне подумалось: почему за минувшие двое суток ни один из видимых мной в Фейсбуке людей не повесил на заставку ливанский флаг (весьма симпатичный, кстати), как теперь вешают французский триколор? Почему не было громкой скорби и многочисленных соболезнований?
Вы только не подумайте, что я обвиняю кого-то или изобличаю в лицемерии. Нет, мне это действительно интересно, ведь среди горюющих вслух по Парижу есть мои друзья и люди, в искренности которых я нисколько не сомневаюсь. Так почему же убийство десятков безоружных людей в Бейруте, который, между прочим, зовётся Парижем Ближнего Востока, не тронуло моих друзей, а трагедия западного Парижа была принята ими так близко к сердцу?
Боюсь, что причина не благозвучна.
Жизни каких-то там арабов (даже если речь идёт о христианах, кстати) не представляются им столь же ценными, как жизни французов. Все привыкли к тому, что "у них там" (арабов, мусульман etc.) постоянно кто-то кого-то убивает. Это фон жизни.
Советский Союз в Афганистане, Израиль в Палестине, Штаты и ко. в Афганистане и Ираке, они же и Россия в Сирии убивали и убивают людей - всегда больше мирных, чем комбатантов, - десятками, сотнями тысяч. Да и внутри самих стран Ближнего Востока то тиран газом затравит целый город, то просто гражданская война.
Это для нашего обывателя даже не статистика (статистика подразумевает подсчёт, и за статистикой обычно следят), это просто фоновый шум, к которому все давно привыкли и который никого уже не беспокоит (если вообще когда-то беспокоил).
Среди этих тягостных раздумий я вспоминаю и то, что ближе всего моему сердцу, - массовое убийство безвинных людей в ходе так называемых "чеченских войн".
Хочу, чтобы вы знали: чеченцам (я здесь имею в виду не только чеченцев-чеченцев, но и десятки тысяч людей самых разных национальностей, которые населяли наш край) всегда было до слёз обидно, что их расстреливают, жгут и бомбят, но по ним никто не объявляет трауров, не проводит митинги памяти, что в их честь не несут цветы и не зажигают свечей на площадях, по ним даже не молчат минуту ради приличия. И почти никто не молится о них.
И арабам тоже, я думаю, обидно.
Тем не менее скорбите и соболезнуйте. Это человечно, это правильно.
Пусть хотя бы по французам.